Сотрудничество | ЧЕЛОВЕК И СТРЕСС

Сотрудничество

Вниманию работодателей предлагаются:

  1. Программа групповой психологической реабилитации сотрудников.
  2. Семинары-тренинги программы «Антистресс»: «Скорая помощь при стрессе на работе» и «Бесконфликтное общение».
  3. Обучающий тренинг «Базовые управленческие навыки».

 

1. Программа психологической реабилитации сотрудников

Ситуации неопределённости (как примеры — угроза распространения коронавирусной инфекции, напряженность в обществе, оптимизация и реорганизация деятельности и т.п.) изменяют психо-эмоциональный фон, в котором человек привык жить и работать. Если подобная стрессовая нагрузка является продолжительной и интенсивной, она начинает угрожать психическому и физическому благополучию работника.

Работодатель может наблюдать изменения в поведении сотрудников, отслеживать снижение работоспособности и неблагоприятную социально-психологическую обстановку в коллективе. Если ранее повышение эмоциональных и физических нагрузок не встречали особо бурного сопротивления, сейчас работники зачастую демонстрируют усталость, раздражительность, потерю концентрации внимания, жалуются на самочувствие, на невнимательность руководителей, задумываются о смене места работы, одновременно выказывая повышенную тревожность его потери и т.п. Так же, данные факторы начинают влиять на характер межличностных отношений в семьях и рабочих коллективах, у работников наблюдаются признаки усиления тревоги и страха, как за собственное благополучие, так и страха совершить ошибку, за которой последуют соответствующие санкции со стороны руководителей и коллег.

В жалобах сотрудников появляются слова «паническая атака», «астения», «мигрень», «апатия», «повышенное сердцебиение», «давление», «дрожь», «туман в голове», «усталость», «больше не могу», «мне плохо», многие работают через силу, без прежнего «огонька».

Ответственный работодатель понимает, что снижение работоспособности сказывается на производительности и качестве предоставляемых услуг, что в свою очередь влияет на уровень удовлетворённости и лояльность потребителя.

Предложенная ниже программа может рассматриваться как нематериальная мотивация персонала, как способ заботы о социально-психологическом климате в коллективе, демонстрации неравнодушия руководства к самочувствию человека в целом, а не только как к участнику процесса производства.

 Предложение

Для восстановления психологического состояния работников, длительное время находящихся в условиях неопределенности и повышенных психо-эмоциональных нагрузок, предлагаю воспользоваться программой групповой психологической реабилитации.

Описание программы

Программа включает:

  1. Психологическое тестирование на первом и последнем сеансе программы, что позволяет отследить динамику психологического состояния сотрудников (уровень тревожности) и эффективность проводимых занятий;
  2. Проведение пяти групповых сеансов, направленных на снижение телесного напряжения с использованием аутотренинга и психофизиологических техник;
  3. Проведение пяти групповых занятий на выравнивание эмоционального статуса с помощью арт-терапевтических техник (элементы нейрографики, построение цифровой мандалы и т.п.);
  4. Проведение пяти групповых встреч для отработки навыков общения по проблемным темам, осознанности собственных стереотипов мышления, что повысит эффективность адаптации к травмирующим рабочим ситуациям (формат Т-группы).

 Условия

  • Длительность программы – 15 занятий, по 60-90 минут каждое.
  • Наполняемость групп – 5 — 10 человек.
  • Количество групп – минимум две группы в один день.

Необходимое оборудование

  • помещение, в котором возможно разместить участников группы в лежащем или полулежащем положении,
  • откидные кресла/кровати/кушетки/маты и т.п. по количеству участников,
  • стулья по количеству участников плюс один для ведущего,
  • стол/столы или парты, за которыми можно разместить участников группы,
  • флипчарт или учебная доска, цветной мел или маркеры.

Результат

На примере результатов тестирования 50-ти медицинских работников бюджетного учреждения здравоохранения Ленинградской области, прошедших сеансы психологической реабилитации, можно увидеть динамику снижения уровня как ситуативной, так и личностной тревожности. С аналитической справкой можно ознакомиться в рубрике «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ».

По окончании программы заказчик так же получает подобную аналитическую справку, основанную на результатах тестирования работников.

2. Семинары программы «Антистресс»

Семинар-тренинг № 1. «Скорая помощь при стрессе на работе»

Результаты исследований научных специалистов, как зарубежных так и отечественных, показывают, что стресс благодаря своей распространенности представляет реальную угрозу генофонду человеческой популяции. По мнению исследователей, это обусловлено требованиями, предъявляемыми к человеку современным агрессивным социумом. Так как биологические возможности человека ограничены, то постоянное воздействие социальных стресс-факторов приводит к истощению адаптационных способностей, что в свою очередь, ведет к развитию болезненных состояний. Неумение эффективно использовать собственные резервы организма, отсутствие знаний о механизмах развития негативных эмоциональных и физиологических реакций и способах их предотвращения, является причиной формирования стресса. Предлагаемые методики при регулярном и систематическом использовании обеспечивают повышение устойчивости организма к стресс-факторам. Что, в свою очередь, помогает сохранить или вернуть спокойствие и работоспособность в любой ситуации.

Синдром «выгорания». Его определяют как состояние физического и эмоционального истощения, приводящее к снижению самооценки и негативному отношению к работе. Ему подвержены специалисты, чья работа связана с постоянным общением с людьми, что влечет за собой нахождение в постоянных эмоционально-насыщенных ситуациях. В результате у многих развивается состояние, ведущее к синдрому эмоционального и профессионального «выгорания». Существенную роль в развитии этого состояния играет несоответствие между предъявляемыми к организму требованиями и его действительными возможностями. Постоянные информационные и физические перегрузки, общение с людьми со сложным характером, разрешение конфликтных ситуаций вызывают эмоциональные переживания, отражающиеся на состоянии здоровья и работоспособности, ведут к снижению производительности труда и качеству оказываемых услуг.

Адресат семинара-тренинга:

  1. Сотрудники, деятельность которых связана с общением с людьми.
  2. Все, кто желает научиться сохранять спокойствие и работоспособность в любой стрессовой ситуации.

Задачи семинара-тренинга:

Знакомство, обучение и выполнение конкретных упражнений, помогающих быстро, эффективно и незаметно для окружающих сохранить спокойствие и работоспособность в любой эмоционально-насыщенной ситуации.

Программа семинара-тренинга:

  1. Определение понятия стресс. Источники стресса на работе.
  2. Осознание своих реакций на стресс, обращение к ресурсам.
  3. Алгоритм и выполнение техник: дыхательная техника, элементы прогрессивной мышечной релаксации, работа с негативным потоком мыслей (остановка внутреннего диалога, переключение внимания).

Длительность семинара-тренинга: 60 минут.

Результаты семинара-тренинга:

  1. Участники научаться различать понятия стресса, дистресса, эустресса.
  2. Узнают, как управлять своими реакциями и снимать напряжение.
  3. Узнают техники, которые можно использовать в повседневной жизни в любом месте и в любое время.

Наполняемость группы: до 20 человек.

Методы семинара-тренинга: Мини-лекция, психогимнастика, дыхательная гимнастика, упражнения, направленные на мышечную релаксацию, дискуссии. По окончании занятия каждый слушатель получает памятку.

Необходимое оборудование: возможность показа видео-презентации.

Семинар-тренинг № 2. «Бесконфликтное общение»

Замечено, что общение медицинского работника и пациента, или менеджера и клиента, или социального работника и обслуживаемого им человека, или учителя и родственника ученика, или… (можно привести много примеров, когда профессия человека занята общением с людьми) зачастую воспринимается одной из сторон как нечто особенное, насыщено личностными переживаниями и выходит за рамки формального делового общения. Спецификой деятельности специалистов помогающих профессий и сферы услуг является то, что объектом взаимодействия является человек нуждающийся, требующий более пристального внимания к своей персоне.

Беседа с таким «клиентом» наполнена не только выслушиванием жалоб, опасений, пожеланий, ожиданий, формулированием предложений и достижением договоренностей, но и управлением психо-эмоциональным состоянием клиента. И, тем не менее, беседа с клиентом, входит в категорию делового общения.

Не каждый специалист способен удержать беседу с клиентом в рамках делового общения, сохраняя алгоритм его ведения и грамотно заканчивая общение разделением ответственности за результат. Нужно помнить, что деловое общение включено как частный элемент в какую-либо совместную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Его содержанием является то, чем ЗАНЯТЫ люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир. Люди в деловом взаимодействии встречаются не ради удовольствия общения, а преследуют определенную цель. Деловым может быть общение между супругами для достижения договоренностей, и между родителями и детьми при обсуждении прав и обязанностей.

Деловое взаимодействие — это совместная деятельность по созданию продукта/ услуги и по обмену ими.

Пример общения «врач-пациент». Каждый выполняет определенные роли. Но, роли они играют лишь для внешнего наблюдателя. Субъективно оба участника заняты важным делом. Для одного из них операция по выполнению неких действий — это работа, для второго — жизнь. Один зарабатывает на жизнь, второй — живет, принимает важное решение, осуществляет свои планы, поддается импульсу, переживает, страдает и т. п.

Деловое взаимодействие — это такое взаимодействие между людьми, в котором, по крайней мере, один участник работает, выполняет свои профессиональные обязанности.

Адресат семинара-тренинга:

  1. Сотрудники, деятельность которых связана с общением с людьми.
  2. Все, кто желает научиться управлять эмоциональным напряжением во время деловой беседы.

Задачи семинара-тренинга:

  1. Получение участниками практических знаний об алгоритме ведения деловой беседы.
  2. Развитие индивидуальных навыков преодоления негативных последствий критики и жалоб со стороны клиента.
  3. Обретение технологий экстренного сохранения и восстановления психоэмоционального равновесия в деловой беседе (управление агрессией).

Программа семинара-тренинга:

  1. Определение понятия деловая беседа. Знакомство с алгоритмом ведения деловой беседы.
  2. Осознание своих реакций на стресс во время ведения беседы, обращение к ресурсам.
  3. Знакомство и проработка пошаговой инструкции управления агрессией.

Длительность семинара-тренинга: 60 минут.

Результаты семинара-тренинга:

  1. Участники научаться различать понятия деловой беседы и общения вообще.
  2. Узнают, как управлять психо-эмоциональным фоном деловой беседы.
  3. Узнают об ошибках общения с агрессивными (раздраженными) клиентами.

Наполняемость группы: до 20 человек.

Методы семинара-тренинга: Мини-лекция, психогимнастика, дыхательная гимнастика, упражнения, направленные на мышечную релаксацию, дискуссии. По окончании занятия каждый слушатель получает памятку.

Необходимое оборудование: возможность показа видео-презентации.

3. Обучающий тренинг
«Базовые управленческие навыки и развитие психологических ресурсов руководителя среднего звена лечебного учреждения»

Концепция:

Руководитель среднего звена в своей управленческой деятельности опирается на собственные ресурсы – психологические особенности личности, харизму, присущий ему стиль взаимодействия с подчиненными, личный опыт и усвоенные приемы.

Точно так же для решения задач, поставленных перед руководителем и вверенным ему коллективом, руководитель  использует ресурсы своих подчиненных, своей команды – особенности организационной культуры Учреждения, доверие подчиненных, общие ценности и систему отношений, сложившихся в коллективе.

Грамотный руководитель свободен в выборе способов достижения результата, он понимает, в чем состоят его собственные ресурсы и ресурсы подчиненных, он знает, на что он может опираться, в его распоряжении разнообразный инструментарий управленческой деятельности, он может осознанно выбирать различные технологии и приемы.

Участникам тренинга предстоит выявить и осознать свои психологические ресурсы, а затем превратить их в управленческий инструментарий, что-то добавить, что-то убрать, заточить, «подогнать под руку».

Сделать это для себя, а потом для своей команды.

 Адресат: для руководителей среднего звена (заведующих отделениями и старших медицинских сестер отделений, начальников отделов) , понимающих, что обновление имеющихся знаний и навыков является условием эффективности в современном мире, повышает стрессоустойчивость и снижает вероятность эмоционального и профессионального «выгорания».

 Цель: предлагаемая программа подготовки руководителей среднего звена, с одной стороны, дает участникам тренинга общее представление о наиболее известных концепциях и моделях управления, а с другой – предоставляет возможность сопоставить эти модели с повседневной практикой, проанализировать свои управленческие ресурсы, пополнить и обновить багаж используемых практических инструментов.

Содержание программы

I. Классическая триада «постановка задач – делегирование – контроль»

Некоторое время после старта
на ракете не работает ничего, кроме ускорителя.
Но для того чтобы выходить на новые орбиты
на корабле должны заработать системы управления.
В. Краснова, А. Привалов, российские журналисты.

Правильный выбор способов, с помощью которых руководитель ставит задачи подчиненным, делегирует им полномочия по выполнению этой задачи, контролирует их, может помочь увеличить мотивацию подчиненных, а при необходимости разбудить инициативу и творчество. Поэтому триада управленческих приемов «постановка задач – делегирование – контроль» может стать одним из главных технологических ресурсов руководителя.

Рассматриваемые темы:

  • Введение понятия «ресурсы руководителя», определение личных ресурсов каждого участника тренинга;
  • Анализ различных способов постановки задач.
  • Определения уровня зрелости подчиненных.
  • Технологии делегирования полномочий.
  • Контроль исполнения.
  • Выбор наиболее адекватного стиля управления.

II. Управление подразделением (проектом)

Умножай негативные факторы любого из твоих
проектов на два. Дели позитивные пополам.
Менеджер мафии

Во второй половине XX в. управление проектами превратилось в один из наиболее быстро развивающихся разделов менеджмента. Распространение новых подходов тесно связано с изменением потребностей бизнеса. Широкие деловые круги осознали, что определенный комплекс методик позволяет повысить эффективность работы в самых разных областях деятельности.

Еще несколько десятков лет назад процесс реализации проектов не был формализован, но с расширением областей использования проектно-ориентированного менеджмента возникли соответствующие технологии. Широкое распространение получил тезис: проекты могут генерировать доходы, линейные структуры генерируют только издержки.

Рассматриваемые темы:

  • Постановка цели с помощью критериев SMART.
  • Инструменты планирования и организации выполнения работы,
  • Мониторинг продвижения к цели,
  • Корректировка и роль обратной связи.
  • Целостная работа по контуру управления: деловая игра.

III. Управление рабочей нагрузкой руководителя

 Когда Господь создавал время, он создал его мало.
Ирландская пословица.

Дел много, а завтра их будет еще больше – нормальная жизнь руководителя. Но для того, чтобы вы управляли потоком своих дел, а не поток нес вас в неведомом направлении, нужно стремиться овладеть навыками сортировки и структуризации своих забот.

Рассматриваемые темы:

  • Основные поглотители времени руководителя, определение приоритетов, принципы планирования рабочего дня, недели, месяца, года.

Используемые методы:

  • Мини-лекции
  • Инсценировки
  • Ролевые игры, в том числе и по сценарию участников
  • Разминки
  • Групповое обсуждение
  • Групповые дискуссии
  • Работа в малых группах
  • Индивидуальная работа над заданием

Длительность тренинга: 24 астрономических часа, два раза в неделю (вторники и четверги).

Количество участников: до 10 человек.

Необходимое оборудование:

  • помещение, в котором возможно разместить группу участников;
  • стулья по количеству участников плюс один для ведущего;
  • стол большой или два небольших;
  • флипчарт с блокнотом и маркеры;
  • возможность показа видео.

Программа разработана по материалам авторской программы заведующей кафедрой методической подготовки бизнес-тренеров Института практической психологии «ИМАТОН» Е.Н. Морозовой.

Обсуждение закрыто.