О друзьях в бизнесе и о бизнесе с друзьями | ЧЕЛОВЕК и СТРЕСС

О друзьях в бизнесе и о бизнесе с друзьями

shutterstock_97288331

Давно раздумываю о том, почему приглашать в бизнес, работать, т.е. совершать какую-либо деятельность, где замешаны товарно-денежные отношения проще и легче с посторонними людьми, чем с друзьями, приятелями и родственниками.

Давайте разберем такую ситуацию.
Например, один из ваших друзей-приятелей просит вас помочь ему устроиться на работу. Вы разговариваете со своим начальством, расписываете все достоинства вашего друга-приятеля, даете некие гарантии по поводу наставничества и курирования оного на первое время. Начальство соглашается, и вы радостно сообщаете своему другу-приятелю о том, что с такого-то числа будете работать вместе.
Все счастливы!.. Какое-то время…
Потом вы вдруг начинаете замечать, что «работы» у вас прибавилось, т.к. вам приходится теперь делать не только свою работу, но и «помогать» новичку. А эта дополнительная деятельность никак не отражается на уровне вашей заработной платы.
Кроме того, коллеги время от времени намекают вам на то, что ваш новичок и курит много, и что ему/ей вечно холодно или жарко (закройте двери, выключите кондиционер…), то он ест прямо за рабочим столом, то общественный кофе пьет больше всех, то вечно лезет с вопросами, то слишком громко разговаривает по телефону, то постоянно опаздывает, то вечно на больничном и т.п. Т.к. они не говорят об этом с новичком напрямую, то приходится вам самому/самой находить какие-то корректные подходы к тому, кого вы сами же и привели.

Может случиться так, что ваш друг-приятель проявляет свои рабочие компетенции совсем не так, как вы от него ожидали. И тут ваши прежние дружеские отношения могут дать первую трещину, либо наоборот закалиться.
Что вы выберете: будете защищать с пеной у рта своего друга, забывая о том, что на работе нет друзей, приятелей, мужчин, женщин, а есть – работники, с четко очерченным кругом обязанностей, которые они подписались выполнять за конкретное вознаграждение (з/п). Либо выберете второе и переведете ваши с приятелем отношения в сугубо деловые, хотя бы на время работы.
В любом случае, вы реагируете эмоционально, а это всегда – энергозатратно. При этом грустно думать о том, что подобную ситуацию создали вы сами.

Довольно часто можно наблюдать несколько обратную ситуацию.
Откликнувшись на просьбу друга, вы устраиваете его на работу к себе в отдел, где вы – начальник, либо ваша должность выше той, которую будет занимать ваш друг/приятель.
И в ваши прежде равные отношения, входит новый пласт отношений – субординация.
Часто переход в эти новые отношения может совершаться довольно болезненно для обеих сторон. Новичок может чувствовать себя обязанным, а это рано или поздно может вылиться в некую демонстрацию собственной самостоятельности и самодостаточности. Нередко, что бы доказать себе и другим свою независимость люди идут на явный саботаж, а иногда и на предательство.
Кроме того у вас, особенно в тяжелые времена, может возникнуть соблазн использовать ваши прежние отношения для того, чтобы поплакаться в жилетку другу-приятелю о трудностях. Ваш друг/приятель может использовать (и чаще всего использует) такие ваши отношения для поднятия собственного престижа в коллективе, выдавая себя за «лицо особо приближенное к императору».
И еще, чаще всего в тяжелые времена, мы считаем, что наш приятель уж точно нас поймет, и не бросит тогда, когда, например, вовремя не выплачивается зарплата, либо когда возникает ситуация о премировании кого-то другого, а не его, даже если он и мог бы получить эту премию. «Ты же понимаешь, если я не дам премию В.В., он может уйти. А мы себе сейчас этого никак не можем позволить…». Вы думаете, что приятель все понимает, а он может подумать, что вы его используете.

Подобных примеров может быть много…

Поэтому, мой вам совет.
Разделяйте отношения. Ваш друг ценен вам как друг. И если уж вы можете помочь ему с работой, то используйте ваши резервы и связи для того, чтобы устроить его в другую организацию, а не в вашу. Не создавайте ситуации, которые могут привести к конкуренции. Конкуренция в дружбе – эту самую дружбу убивает.

Что касается бизнеса в сетевом маркетинге.
Думаю, здесь ситуация усложняется еще больше. Как бы вы не говорили, что ваш приятель строит собственный бизнес, он прекрасно понимает, что работает, в том числе, и на ваши комиссионные. И с этим ничего не поделать.
Любой цивилизованный человек будет испытывать чувство ответственности за своих людей в бизнесе, особенно в сетевом маркетинге. Получение комиссионных у натур чувствительных может рождать чувство вины, которое будете эксплуатировать вы (натура чувствительная) и ваш приятель.
Вы будете стремиться сделать его более успешным (подписывать под него людей, давать кредит на подтверждение активности, кидать ему свои лишние баллы, рекрутировать его партнеров, помогать сбывать продукцию и т.п.).
Но все ваши усилия и внимание, которые вы будете рассматривать как помощь и поддержку, могут рассматриваться вашим приятелем как то, что вы делаете это не ради него, а ради себя. «Он все равно с этого получит больше меня. Это он не для меня, а для себя старается…» Согласитесь, неприятно. И если вы вдруг решили: «Достаточно», пора уже и ему самому «активничать поактивнее», ваш приятель обижается и исчезает, разнося по всем вашим общим знакомым нелицеприятную информацию о вас как о друге и человеке.

«БОЛЬШЕ ПОЗИТИВА!!!» — Чувствую, что сейчас этот всеобщий рык сетевиков перекроет мои высказывания.

Что есть позитив? Противоположность негатива. А как вы узнаете, что это позитив? Ну, он же, не негатив! Таким образом, для того чтобы радоваться, нужно познать печаль. Для того чтобы испытать счастье, нужно иметь опыт быть несчастным. Для того чтобы понять, что ты здоров – нужно столкнуться с болезнью и т.д.
Не бойтесь негатива, умейте с ним работать и извлекать из него пользу, т.е. делать выводы.
Помните, EXPERIENTIA EST OPTIMA MAGISTRA (лат.) – «опыт — лучший учитель».
(А учителей у меня, к счастью/сожалению, в таких делах было достаточно…)

Мой вывод из всего выше написанного и, как следствие, рекомендация следующие: прежде, чем пригласить своего друга в бизнес, или предложить ему работу в своей организации – хорошо подумайте! Или, хотя бы, «договоритесь с ним на берегу», поделившись своими опасениями и рассуждениями на эту тему. Либо дайте ему почитать эту статью 🙂

Ваш отзыв

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.

%d такие блоггеры, как: